Согласно российскому законодательству, информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию, а именно:
1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости, либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
4) отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
5) оправдывающая противоправное поведение;
6) содержащая нецензурную брань;
7) содержащая…информацию…порнографического…характера.
И здесь мы хотим обратить внимание на следующее. Любой нормальный родитель следит за тем, кто и как влияет на его ребенка. Не общается ли ребенок с нехорошими компаниями? Не угрожает ли ему обман со стороны мошенников? Хорошие ли книги он читает, не смотрит ли плохие фильмы? Но почему-то в случае с Интернетом, к сожалению, родительская бдительность спит. Часто можно слышать:
«Да, сидит за компьютером, зато по подъездам пиво не пьет, нигде не шастает! А в доме он в безопасности, под нашим присмотром». Таким образом родители, не понимая опасностей онлайн-жизни, сами добровольно допускают посторонних людей с очень разными намерениями к воспитанию своего ребенка.
По результатам социологических исследований последних лет, представленных на сайте https://whatisgood.ru/theory/soviet/posobie-informacionnaya-bezopasnost-detej/, 88% 4-летних детей выходят в сеть вместе с родителями. В 8-9-летнем возрасте дети всё чаще выходят в сеть самостоятельно. К 14 годам совместное, семейное пользование сетью сохраняется лишь для 7% подростков. Больше половины пользователей сети в возрасте до 14 лет просматривают сайты с нежелательным содержимым: 39% детей посещают порносайты, 19% наблюдают сцены насилия, 16% увлекаются азартными играми. Наркотическими веществами и алкоголем интересуются 14% детей, а экстремистские и националистические ресурсы посещают 11% несовершеннолетних пользователей. Исследования также показали, что 90% детей сталкивались в сети с порнографией, а 65% искали ее целенаправленно. При этом 44% несовершеннолетних пользователей Интернета хотя бы раз подвергались в сети сексуальным домогательствам.
Помимо социальных сетей, среди несовершеннолетних популярны следующие виды и формы онлайн-развлечений: сетевые игры, просмотр и скачивание фильмов, клипов, аудиофайлов, программ, обмен файлами.
Выход только один — тщательно проверять информацию и учить этому детей, формировать у них нормальную систему ценностей, адекватную картину мира, знакомить их с подлинной великой наукой и подлинным великим искусством. С этой целью предлагаем ознакомиться с несколькими простыми рекомендациями.
Общие рекомендации по обеспечению безопасности детей и подростков в Интернете
✔ Расположите компьютер вашего ребенка в месте общей доступности: столовой или гостиной. Так вам будет проще уследить за тем, что делают дети в Интернете.
✔ Расскажите детям о безопасности в Интернете. Вы не сможете все время следить
за тем, что ваши дети делают в Сети. Им необходимо научиться самостоятельно пользоваться Интернетом безопасным и ответственным образом.
✔ Установите защиту от вирусов. Используйте и регулярно обновляйте антивирусное ПО. Научите детей не загружать файлы с файлообменных сайтов, а также не принимать файлы и не загружать вложения, содержащиеся в электронных письмах от незнакомых людей.
✔ Научите детей ответственному поведению в Интернете. Помните золотое правило: то, что вы не сказали бы человеку в лицо, не стоит отправлять ему по SMS, электронной почте, в чате или размещать в комментариях на его странице в Сети.
✔ Оценивайте интернет-контент критически. То, что содержится в Интернете, не всегда правда. Дети должны научиться отличать надежные источники информации от ненадежных и проверять информацию, которую они находят в Интернете.
Также объясните детям, что копирование и вставка содержания с чужих веб-сайтов могут быть..признаны..плагиатом.
✔ Следите, какие сайты посещают ваши дети. Если у вас маленькие дети, знакомьтесь с Интернетом вместе. Если у вас дети постарше, поговорите с ними о сайтах, которые они посещают, и обсудите что допустимо, а что недопустимо в вашей семье. Список сайтов, которые посещает ваш ребенок, можно найти в истории браузера. Кроме того, вы можете воспользоваться инструментами блокировки нежелательного контента, такими как, например, безопасный поиск Google или безопасный режим на YouTube.
Также в помощь родителям и учителям есть ряд порталов с уже проверенными авторитетными субъектами учебными материалами:
window.edu.ru — единое окно доступа к образовательным ресурсам. Создан по заказу Федерального агентства по образованию. Выполнен ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информатика»;
school-collection.edu.ru; fcior.edu.ru.
Если Вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам безопасного использования Интернета или если Ваш ребенок уже столкнулся с рисками в Сети, обратитесь на линию помощи “Дети Онлайн” (detionline.com), по телефону: 825 000 15 (звонок по России бесплатный).
Как еще можно противостоять опасностям и защитить информационное пространство ребенка?
Например, ограничить доступ при помощи программ родительского контроля. Функционал родительского контроля предлагается популярными антивирусами расширенных версий (Dr. Web Security Space, Kaspersky Internet Security) и сторонними программами. Родительский контроль позволяет настроить компьютер таким образом, чтобы определенный пользователь (ребенок) не имел доступа к тем или иным ресурсам
в Интернете, не мог запускать определенные приложения на компьютере (например, игры) или имел ограниченный по времени доступ.
Чем хорошо такое решение? Тем, что имея доступ к компьютеру, ребенок гарантированно огражден от нежелательных сайтов и не потратит на игру целый день. Можно настроить список дозволенных ресурсов и запретить все остальные, можно запретить определенные и разрешить все остальные. Можно настроить доступ к игре только на определенное время. Настройки достаточно гибкие.
Чем плохо? Тем, что ребенок без проблем получит доступ к интересующим его ресурсам в гостях у друга. Тем, что любой родительский контроль можно обойти. Кстати, если ребенок успешно обходит контроль (обойти правильно настроенный родительский контроль — дело непростое), может быть, у него талант, который нужно направить в хорошее русло? Например, заинтересовать его программированием или изучением компьютерных сетей.
Конечно, в каждой семье подход свой и отношения с детьми складываются по-разному. Что делать в том или ином конкретном случае — может решить только конкретный родитель. Мы предлагаем лишь общие рекомендации.
Информация подготовлена по..материалам с сайтов: https://whatisgood.ru/theory/soviet/posobie-informacionnaya-bezopasnost-detej/
https://cvpvum.edusev.ru/conditions/safety/post/178859.
Методист организационно-методического отделения Центра семьи
Буйских Елена Константиновна