Здравствуйте. Для начала следует разобраться с терминологией.
Слово «абьюз» можно перевести с английского как «злоупотребление, надругательство», и изначально ситуация абьюза предполагает неравные роли — сильного и слабого. Нормой отношений между человеком в сильной позиции и человеком в уязвимой позиции являются забота, уважение, любовь со стороны сильного. И это то, что наша культура, например, ожидает от родителей в отношении их детей. Абьюз – это вот что: «Я нахожусь в уязвимой и более слабой позиции, возможно, завишу от тебя, но жду, что ты будешь относиться ко мне уважительно и бережно, а ты этого не делаешь, ты злоупотребляешь моим доверием и моим зависимым положением».
Абьюз над ребенком со стороны учителя предполагает грубейшее нарушение этики и злоупотребление положением. При подробном рассмотрении некоторых конкретных случаев оказывается, что чаще всего со стороны учителя имеют место психологические манипуляции, давление авторитетом или непрямые угрозы. Но в этом и заключается вся тонкость ситуации. Прекрасно понимая степень риска и зная Уголовный кодекс, большинство учителей, склонных к абьюзу, не идут на прямое насилие. Часто объектами манипуляций выбираются ранимые, с неуравновешенной психикой дети из неблагополучных или неполных семей – те, кто не пожалуется родителям или поверят, что такое отношение со стороны учителя — «это нормально», и позволят нарушать свои психологические и физические границы.
Что вы можете сделать для своего ребенка?
Рекомендации гештальт-терапевта Анастасии Гурневой:
1. Рассказать ребенку о личностных границах, самим их уважать. Учить ребенка говорить «нет», когда он считает это нужным, самим уважать «нет» ребенка.
2. Создать с ребенком отношения доверия, чтобы он знал, что может прийти к вам за помощью в трудной или неловкой ситуации, и вы его поймете.
3. Верить ребенку на слово. Рассказ о ситуации абьюза сопряжен с переживаниями униженности (ведь учитель выше по статусу), стыда (потому что было вторжение в личное пространство), страха (вес слова ребенка и слова учителя не равны, и открывать рот может быть небезопасно).
4. Придавать рассказанному ребенком важность, не отмахиваться. Расспрашивать, быть на стороне ребенка в любом случае. Не пускать ситуацию на самотек, в школе должны знать вашу позицию.
5. Самим не очаровываться авторитетом педагогов, вообще не терять собственное здравомыслие в присутствии чужой харизмы и красноречия.
Описанная в этой заметке ситуация и рекомендации являются обобщенными, а каждую историю необходимо рассматривать отдельно. Абьюз – тема сложная, каждый случай труднодоказуем, также имеется много разновидностей абьюза. К сожалению, такое происходило и происходит время от времени, и ответственность родителей в том, чтобы своевременно позаботиться о своем ребенке.
*Данная информация не ставит целью очернить уважаемую профессию педагога или вызвать нездоровую подозрительность у родителей. Защита ребенка и внимание к нему, а также грамотность в распознавании опасных ситуаций могут помочь родителям уберечь и поддержать его, когда это необходимо.
Социальный педагог Центра семьи
Татьяна Сергеевна Юдина