Вопрос психологу: Многим родителям иногда трудно сдержать отрицательные эмоции при общении с ребенком. Они срываются и кричат на сына или дочь, а потом мучаются чувством вины и задаются вопросом — что делать? Как этого не допустить?
Ответ: Избежать конфликтов и в то же время сделать так, чтобы ребёнок вас услышал, поможет использование техники «Я-сообщение». Чтобы понять, что это за техника, рассмотрим некоторые высказывания родителей как примеры:
— Ну что у тебя за вид?
— Перестань тут ползать, ты мне мешаешь.
— Ты не мог бы потише?
В таких высказываниях используются слова «ты», «тебя», «тебе». Их называют
Ты-сообщения.
— Я не люблю, когда мои дети ходят растрепанными, потому что мне стыдно от взглядов соседей.
— Мне трудно собираться на работу, когда под ногами раскиданы игрушки, и я все время спотыкаюсь и опаздываю из-за этого.
— Меня очень утомляет громкая музыка и из-за этого болит голова.
Заметьте, все эти предложения содержат личные местоимения «я», «мне», «меня». Поэтому высказывания такого рода называться Я-сообщения.
Я-сообщение имеет ряд преимуществ по сравнению с Ты-сообщением. Оно позволяет вам выразить свои негативные чувства в необидной для ребенка форме. Я-сообщение дает возможность детям ближе узнать вас, родителей. Мы постоянно носим маску «воспитателя» и боимся ее хотя бы на миг приподнять. Порой дети поражаются, узнав, что мама и папа могут вообще что-то чувствовать. Это производит на них неизгладимое впечатление. Главное же – делает взрослого ближе к ребёнку, человечнее. Когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, дети становятся искреннее в выражении своих, так как начинают чувствовать: взрослые им доверяют, и они тоже могут довериться. Выражая свои чувства без приказа или выговора, мы оставляем за детьми возможность принять решение. Поэтому я рекомендую любое недовольство, которое обычно выражается через Вы-сообщение, преподносить по-другому, воспользовавшись техникой Я-сообщений.
Чтобы научиться общаться через Я-сообщения, нужно придерживаться четырёх правил:
Правило 1. Начинать фразу надо описанием того факта, который не устраивает вас в поведении ребёнка или другого человека. Подчеркиваю, именно факта! Никаких эмоций или оценки человека как личности. Например, так: «Когда ты опаздываешь…».
Правило 2. Далее следует описать свои ощущения в связи с таким поведением. Например: «я расстраиваюсь», «я волнуюсь», «я огорчаюсь», «я переживаю».
Правило 3. Потом нужно объяснить, какое воздействие это поведение оказывает на вас или на окружающих. В примере с опозданием продолжение может быть таким: «потому что мне приходится стоять у подъезда и мерзнуть», «потому что я не знаю причину твоего опоздания», «потому что у меня остается мало времени на общение с тобой» и т.д.
Правило 4. В завершающей части фразы надо сообщить о вашем желании, то есть о том, какое поведение вы бы хотели видеть вместо того, которое вызвало у вас недовольство. Продолжу пример с опозданием: «Мне бы очень хотелось, чтобы ты звонила мне, если не можешь прийти вовремя». В результате вместо обвинения «Ты опять опоздал» мы получаем фразу: «Когда ты опаздываешь, я волнуюсь, потому что не знаю причину твоего опоздания. Мне бы очень хотелось, чтобы ты звонил мне, если не можешь прийти вовремя».
Или при недовольстве поступками: «Ты постоянно поступаешь по-своему», мы говорим другое: «Когда ты делаешь все по-своему, я расстраиваюсь, потому что думаю, что для тебя не важно мое мнение. Я была бы рада, если бы мы вместе решали, как поступить».
Использование такой техники требует некоторого опыта, поскольку не всегда можно быстро сориентироваться и перестроить фразу, однако со временем это будет получаться все лучше и лучше. И помните, психологи нашего Центра семьи будут рады поделиться с вами советами, оказать необходимую психологическую помощь.
На вопрос отвечал: психолог отделения помощи семьям
Игорь Сергеевич Юдин
тел. (812) 241-35-95