«Истоки способностей и дарований детей — на кончиках пальцев.
От них идут тончайшие ручейки, которые питают
источник творческой мысли. Другими словами:
чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок»
В. А. Сухомлинский
Общепризнанный факт, что от степени развития тонкой (или иначе мелкой) моторики в целом зависит развитие ребенка. Почему так? Головной мозг учеными условно поделен на зоны, и именно зона мелкой моторики очень близко граничит с речевой зоной. Это означает, что без задействования первого, не будет хорошо работать и второе, и наоборот.
К тому же, мелкая моторика рук взаимодействует:
- с вниманием,
- с мышлением,
- с координацией,
- с воображением,
- с наблюдательностью,
- с памятью.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
С какими трудностями сталкивается ребенок с плохо развитой мелкой моторикой?
Дети, чьи родители не уделяли внимание развитию мелкой моторики, сталкиваются с трудностями еще в дошкольном возрасте: с трудом используют ложку во время еды, не могут самостоятельно справиться со шнурками или пуговицами, с выговариванием букв и построением предложений, да и в целом неуклюжи. Уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов – ножниц, лопаток, застегивание, расстёгивание застежек и т. д.) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развитие общей моторики и речи.
В первом классе им с большим трудом дается письмо, буквы у таких детей «пляшут», «лезут» за строку, «падают» набок, может проявиться тремор рук; не проходят проблемы с артикуляцией.
Важно помнить, что исписывание прописей ребенком с плохим почерком только закрепит все ошибки. Чем больше времени будет уделяться его пальчикам, тем аккуратнее будет становиться его почерк.
Как правильно развивать мелкую моторику?
Формировать такой важный навык можно с самого раннего возраста. Для совсем маленьких подходит:
- Массаж ладошек
- Пальчиковая гимнастика
- Осязание предметов, различных по размеру, текстуре, форме
Ребятам постарше подходят более сложные упражнения в игровой форме:
- Игры с бусами, крупами, природными материалами
- Конструктор
- Паззлы, раскраски, аппликации
- Глина, пластилин, тесто
- Теневой театр
Для школьников возможны совсем серьезные вещи:
- Вязать крючком или спицами, макраме
- шитье
- Каллиграфия
- Рисунок, живопись и пр.
Если ребенок научится хорошо выполнять простые движения: брать и перекладывать мелкие предметы, перебирать их пальчиками, то его в жизни будет гораздо проще научить делать очень сложные вещи.
Важные правила в процессе развития мелкой моторики у детей:
- Занятия должны напоминать игру, а не уроки в школе. Можно придумать по ходу какую-то забавную историю или даже сказку.
- Игры и занятия должны быть систематическими. Даже во время прогулки можно помассировать малышу ручку или насобирать красивых камушков и листочков.
- В ходе игры побольше разговаривайте с малышом, ведите диалог, разыгрывайте сценки.
- Важно, чтобы ребенку нравились и игрушки, и сам процесс — позаботьтесь об этом. А также искренне покажите, что вам это тоже приносит неимоверное удовольствие.
- Нельзя заставлять. Дайте ему право выбора. Возможно, он хочет рисовать, а не лепить — прислушайтесь к его пожеланиям.
- Выбирайте игры и занятия, подходящие по возрасту и развитию именно вашему ребенку.
- Старайтесь перепробовать как можно больше различных способов развития мелкой моторики.
- Но ни в коем случае не занимайтесь всем сразу.
- Никакой критики!
- Контролируйте время — оно для каждого ребенка индивидуально. Не пересиживайте и не переутомляйте его.
- И не ограничивайте детей в проявлении инициативы и фантазии!
Использованная литература:
- Гребнев Алексей Иванович Мелкая моторика и её роль в процессе учебной деятельности младших школьников // Вестник науки и образования. 2016. №4 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/melkaya-motorika-i-eyo-rol-v-protsesse-uchebnoy-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 30.06.2020).
- Зачем нужна мелкая моторика и как ее развивать дома и в саду? URL: http://detstvo63.ru/-stati_page_1685 (дата обращения: 30.06.2020).
- Нугаева, Р. Р. Связь мелкой моторики с игровой деятельностью и ее влияние на развитие личности дошкольника / Р. Р. Нугаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 7 (54). — С. 401-404. — URL: https://moluch.ru/archive/54/7413/ (дата обращения: 30.06.2020).