«Всякая насильственная мера чревата злом», — говорил английский философ XVII века Френсис Бэкон. Это правило в полной мере относится не только к общественной жизни, но и к внутренней жизнедеятельности семьи. Насилие в семье – явление по-настоящему страшное по многим причинам.
Во-первых потому, что внутри семьи жертва практически беззащитна, а зачастую, просто не осознаёт своего бедственного положения. Окружающие же люди склонны попросту не замечать чужих внутрисемейных проблем.
Во-вторых потому, что остановить непрерывный цикл жестокости в семье практически невозможно: как правило, сами насильники в детстве испытывали жестокость по отношению к себе, усвоили эту манеру поведения как норму, и продолжают воспитывать собственных детей, пропагандируя жестокость как единственную возможную манеру поведения.
В-третьих потому, что не замечать, терпеть, прощать насилие – это не выход, это только развращает насильника. «Насилие нельзя регулировать и употреблять только до известного предела. Если только допустить насилие — оно всегда перейдет границы, которые мы хотели бы установить для него», — писал Лев Толстой. Так почему же человек применяет силу к самым родным и близким людям?
На самом деле, «корни» насилия, как правило, носят серьёзный социальный характер. Причины, по которым люди становятся семейными насильниками, принято делить на «внешние» и «внутренние». Внешние причины зависят не столько от решений или поступков конкретного человека, сколько от сопутствующих явлений, среди которых влияние средств массовой информации, постоянно демонстрирующих сцены насилия над личностью, распространение алкоголизма и наркомании и так далее. Внутренние факторы зависят от конкретного человека, его жизненного и семейного опыта, психического здоровья, уровня образования и культуры. Среди таких факторов копирование модели взаимоотношений родителей, увиденной в детстве, вымещение злобы и обиды, низкий культурный уровень, неудовлетворённость семейной жизнью, и многое другое. Человек, который не удовлетворён собственными успехами в жизни (не нравится работа, маленькая зарплата, требовательный начальник, и т.д.), приходит с грузом раздражения домой и, что называется, вымещает злость на близких людях. Невкусный суп, плохая отметка в школе, унылый вид жены или ребёнка – что угодно может оказаться спусковым крючком для выхода агрессии. Остановить этот поток словами практически невозможно, насильник убеждён в своей правоте, он изобретателен. Насилие во многих случаях является симптомом нарушенных детско-родительских отношений, оказывающих пагубное влияние на развитие ребенка. Одним из социально значимых последствий перенесенного ребенком насилия со стороны близких является так называемый цикл насилия (нарушенные отношения — насилие – нарушенные отношения), который проявляется на разных уровнях: и в актуальных отношениях между ребенком и родителем, и в отношениях между поколениями. Насилием по отношению к ребенку может являться не только грубое и очевидно травмирующее применение силы, но и многие привычные «традиционные» формы наказаний и воздействий на детей. Поэтому так важно уметь распознавать насилие в разных формах и на разных этапах жизни семьи и оказывать помощь детям и родителям своевременно.
В соответствии со статьей 65 Семейного кодекса РФ при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Под физическим насилием по отношению
к ребенку понимается нанесение побоев, истязание, причинение любой степени вреда здоровью. Психическое насилие может выражаться в унижении, оскорблении, осмеянии, высказывании угроз, запугивании, травле. И если родитель не исполняет или ненадлежащим образом исполняет свои обязанности и жестоко обращается с ребенком, то Уголовным кодексом РФ предусмотрена ответственность за преступления против здоровья и жизни несовершеннолетних. Например, в статье 156 УК РФ предусмотрено наказание штрафом в размере до ста тысяч рублей, либо обязательными работами на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы сроком до 3 лет. За систематическое истязание несовершеннолетнего предусмотрена уголовная ответственность по статье 117 УК РФ с назначением наказания от 3 до 7 лет лишения свободы. Согласно 125 статье УК РФ, оставление в опасности малолетнего лица наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо лишением свободы на срок до одного года. Отдельная группа норм уголовного законодательства регулирует санкции за сексуальное насилие над детьми, к нему относится не только изнасилование, но и совершение разного рода развратных действий. Кпреступлениям против несовершеннолетних относят также принуждение к антиобщественным действиям – склонение к употреблению наркотиков и алкоголя, бродяжничеству, проституции, попрошайничеству (статья 151 УК РФ). Среди всех этих разновидностей особо хочется заострить внимание на следующих.
Пренебрежение потребностями ребенка. О пренебрежении потребностями и нуждами ребенка или отсутствии заботы о нем идет речь, когда родители или замещающие их лица не обеспечивают основные потребности ребенка в еде, воде, безопасности, крове, одежде, гигиенических условиях, что наносит вред психологическому или физическому здоровью ребенка. Пренебрежение включает ряд таких проявлений, как пренебрежение потребностями в образовании, присмотре, медицинском уходе, физическом и эмоциональном здоровье.
Эмоциональное или психологическое насилие включает в себя постоянное отвержение, унижение, превращение ребенка в «козла отпущения», неудовлетворение психологических потребностей в любви, заботе, эмпатии, поддержке. Сюда же относятся такие действия по отношению к детям, как запирание ребенка в темной комнате, угрозы и запугивания. Эмоциональное насилие трудно доказать, многие авторы считают, что оно так широко распространено, что каждому человеку приходилось хоть раз переживать его в семье или школе. Однако длительное переживание эмоционального насилия или повторяющееся грубое психологическое давление могут оказывать серьезное негативное влияние на формирование личности ребенка.
В реальной практике редко встречаются отдельные категории насилия, обычно дети переживают одновременно несколько его видов.
Можно ли как-то прервать цикл насилия? Существует множество психологических моделей помощи жертвам семейного насилия и предупреждения насилия. Одни ориентированы на обучение родителей взаимодействию с детьми на определенных этапах их жизни, включая подготовку родителей к материнству, укрепление связи между матерью и будущим ребенком, обучение молодых родителей правильному уходу за ребенком. Другие модели ориентированы на раннее выявление и точную диагностику жестокого обращения с ребенком. Третьи предполагают оказание помощи жертвам насилия и минимизацию риска его повторения в будущей семье пострадавшего; четвертые направлены на укрепление семьи и профилактику возникновения проблем; пятые — на помощь семьям группы риска — малообеспеченным семьям, одиноким матерям, молодым родителями т.п.
Южанина Анна Сергеевна,
психолог отделения профилактики
правонарушений
несовершеннолетних