У большинства юношей и девушек интерес к сексуальной стороне жизни в подростковом возрасте обостряется, выраженность этого интереса варьирует в зависимости от их индивидуальных особенностей. Одни молодые люди активно стремятся к сексуальным контактам и связанному с ними чувственному удовлетворению, в то время как другие тяготятся эротическим настроением своих сверстников и не проявляют активного интереса к половой жизни.
Эти отличия обусловлены особенностями их психосексуального развития и половой конституцией. Половая конституция — понятие, связанное у подростков с темпом полового созревания. Она определяет сексуальные потребности и возможность поддержания половой активности на определенном уровне. Различают три типа половой конституции: слабый, средний и сильный. Юноши и девушки с более сильным типом половой конституции раньше вступают в период ухаживания и часто раньше начинают половую жизнь. Но качество сексуальных отношений, в которые вступают люди с разной половой конституцией, определяются не ею, а воспитанием, представлениями о взаимоотношениях между полами, вынесенными в первую очередь из родительской семьи, различиями в тех социальных влияниях, которые испытывают подростки в различных группах и сообществах.
Негативные стороны раннего начала половой жизни хорошо известны. Подростки, уверенные в собственной неуязвимости, весьма склонны к рискованному сексуальному поведению. Чем раньше юноши вступают в половую жизнь, тем реже они пользуются презервативами. Более того, большинство подростков вступают в сексуальные связи из любопытства, чтобы почувствовать себя более взрослым, подчиняясь требованиям референтной группы сверстников, уступая «натиску» более старшего партнёра.
В подобных случаях вряд ли приходится говорить о зрелом, ответственном отношении молодых людей к собственной сексуальности. Многие девушки-подростки начинают половую жизнь без истинного влечения к близости. А в ряде случаев у них происходит прочная фиксация на негативных переживаниях, связанных с первыми половыми контактами, что дальнейшем может тормозить у них пробуждение зрелой сексуальности.
Юноши и девушки не всегда отдают себе отчет в том, какому риску они подвергаются, поскольку не имеют возможность своевременно получить соответствующую информацию и половое воспитание, которое помогло бы им приобрести необходимые знания и навыки и в полной мере осознать ответственность, связанную с сексуальным поведением.
Даже сегодня в современном стремительно развивающемся мире чаще всего первоначальную информацию о сексуальности молодые люди значительно чаще получают не в семьях, а от друзей того же пола и из книг.
Несмотря на продуктивное половое просвещение подростков, проводимое медицинскими работниками в рамках профилактической работы с молодёжью, хотелось бы отметить, что средства массовой информации и педагоги обладают огромными возможностями в просвещении молодежи по таким вопросам, как биология и психогигиена половой жизни, венерические заболевания, контрацепция, аборты.
СПб ГБУЗ Поликлиника №88
Клинический психолог
ЦОРЗП Александрова И.Л.