Первый кризис связан с резким изменением условий жизни, и это настоящий переломный момент в жизни ребенка! Из комфортных привычных условий он попадает в новый мир с другими условиями жизни (новое питание, дыхание). Начинается период адаптации, который длится порядка 1-2 месяцев.
В этот небольшой период ребенок, как правило, испытывает негативные эмоции. А также начинает различать вкус, свет и темноту, звук, проявляют себя безусловные рефлексы, такие как:
-кашель,
-чих,
-моргание,
-зажмуривание,
-вздрагивание и пр.
Малыш только приобретает первые, самые простые умения, или иначе условные рефлексы, которые появляются в конкретных жизненных ситуациях, например, реагирование на позу кормления: как только он оказывается в определенном положении на коленях матери, возникают сосательные движения.
Вы помните, когда младенец стал на вас реагировать, сосредотачивать на вашем лице свой взгляд? Это появляется сложно организованное поведение — комплекс оживления. Такая бурная эмоциональная реакция была названа «комплексом оживления» и является критерием своевременного эмоционального и физического развития новорожденного.
«Комплекс оживления» становится постепенно и заканчивает формироваться ко второму месяцу жизни. Доброжелательное и частое общение взрослого с ребенком способствует развитию комплекса оживления, а редкое и равнодушное – препятствует, что может привести к задержке психического развития ребенка. Комплекс оживления включает в себя группу реакций таких как:
1) замирание, сосредоточение на предмете, взгляд с напряжением;
2) улыбка;
3) двигательное оживление;
4) вокализация.
После четырех месяцев комплекс распадается.
Вы помните, когда ваш ребенок впервые вам улыбнулся?
Улыбка новорожденного, первая настоящая улыбка – это обращение к близкому человеку, это узнавание, это общая радость открытия другого человека. Это большое событие происходит в конце первого, начале второго месяца жизни. Так проявляется основное новообразование – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка.
Важно окружить новорожденного максимальной заботой, уходом, вниманием. Первые месяцы жизни самые сложные как для ребенка, так и для его родителей. Но когда кризис минует, окажется, что малыш уже более приспособлен к жизни и начинает налаживать свои первые социальные контакты со своим ближайшим окружением, т.е. мамой и папой.
Как же это осуществить в жизни?
Помните, что даже самые маленькие дети любят общение. С самого раннего возраста общение лучше всего осуществить через его самые первые игры.
- Копируйте жесты и мимику малютки, говорите с ним на его языке.
- Носите малыша на руках так, чтобы он видел, что происходит вокруг, танцуйте и покачивайтесь с ним в такт музыке.
- Разговаривайте с ребенком и пойте для него – со временем, когда он станет старше, изображайте комичные гримасы, прыгайте, веселите малыша, заставляйте его смеяться.
- Играйте с малышом, ласково щекочите ребенка, пробегая пальцами по его животику.
Родителям часто хочется порадовать свое дитя игрушками. Какие же игрушки подходят новорожденным?
- Подвесные музыкальные вращающиеся игрушки — будут способствовать развитию зрительной координации.
- Детский манеж с подвесной игровой аркой — будет стимулировать ребенка к тому, чтобы дотягиваться до игрушек и стучать по ним.
- Игровой коврик, состоящий из материалов с различной текстурой — помогает ребенку познавать окружающий мир.
- Небьющееся зеркало, отражающее смешные детские гримаски — удовлетворяет желание ребенка наблюдать за лицами.
- Погремушки — демонстрируют причинно-следственную связь.
- Книжки с яркими цветами — веселы как для совместного чтения, так и для хватания.
- Мягкие, текстурные игрушки — легко сжимать и трясти. Таким образом, игрушки стимулируют хватательный рефлекс.
Несмотря на то, что дети в раннем возрасте ещё не могут самостоятельно дотянуться до игрушки и взять ее в ручки, им нравится смотреть на то, как вы покачиваете игрушечным медвежонком или погремушкой у его кроватки, развлекая его. Но не стоит забывать о том, что сейчас ребенок нуждается в большом количестве сна, он легко утомляется. Внимательно следите за поведением своего малютки, чтобы не переутомить его. Если ребенок начинает смотреть по сторонам или капризничает после нескольких минут игры, дайте ему отдохнуть.
Итак, период новорожденности считается временем адаптации к новым условиям жизни: постепенно увеличивается время бодрствования; развивается зрительное и слуховое сосредоточение, т. е. возможность сосредоточиться на зрительном и слуховом сигналах. Развиваются первые сочетательные и условные рефлексы, например на положение при кормлении. Идет развитие сенсорных процессов – зрения, слуха, осязания, причем оно происходит значительно быстрее, чем развитие моторики. Зарождается индивидуальная психическая жизнь ребенка.
Психолог СПб ГБУ «Центр семьи Кировского района»
Куршакова Анастасия Сергеевна
Использованная литература:
- Берк Л. Развитие ребенка. 6-е изд. СПб.: Питер, 2006.
- Болотова А.К., Молчанова, О. Н Психология развития и возрастная психология [Текст]: учеб. пособие / А. К. Болотова, О. Н. Молчанова ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. – 526.
- Возрастная психология : конспект лекций / М. С. Ткачева, М. Е. Хилько. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2013.
- Выготский Л.С. Психология, — М. : Смысл; Эксмо, 2003..
- Как играть с ребенком до года? (электронный ресурс https://www.materinstvo.ru/art/2080) (дата обращения 20.08.2020)