Подростковый возраст – возраст формирования личности. В процессе взросления на подростка оказывает огромное влияние все, что его окружает. Происходит познание самого себя, определение своих жизненных целей, что приводит к внутриличностным конфликтам. Особенно встает проблема самоидентификации, и этот процесс может сопровождаться конфликтами во всех жизненных сферах подростков. Среди этих факторов
в первую очередь можно выделить семейные конфликты и конфликты со сверстниками. Также на эмоциональное и психологическое состояние подростков влияют и взаимоотношения в школе, которым присуща некоторая борьба, конкуренция, например, за статус среди сверстников или же погоня за оценками. Из-за этого они волнуются, чувствуют напряжённость, беспокойство и тревогу. Часто случается, что родители и учителя усугубляют ситуацию, сравнивая подростка с другими ребятами,
как бы подталкивая его на борьбу, а не на сотрудничество и взаимопомощь.
В период переходного возраста подросткам особенно необходимы внимание и поддержка со стороны окружающих, которую они зачастую не получают. Это приводит непосредственно к торможению процесса социализации подростка, к усилению чувства одиночества в более тяжелой форме его переживания.
Учитывая нехватку собственных психологических ресурсов в данном возрасте, подростки могут находить выход в деструктивном (направленном на разрушение) поведении, например, в агрессии. Они начинают проявлять агрессию по отношению к факторам, вызывающих, по их мнению, негативные переживания. Также многие начинают демонстрировать саморазрушающее поведение. Высшей его формой в психологии принято считать суицидальное (стремящееся к самоубийству) поведение.
Деструктивное поведение может включать в себя делинквентное (противоправное) поведение и девиантное (отклоняющееся поведение,
не попадающее в категорию противоправного) поведение.
К девиантному поведению, помимо агрессивного и саморазрушающего, также относят аддиктивное поведение (любые формы зависимости: игровой, компьютерной, наркотической, алкогольной и т.п.).
Говоря о различных причинах девиантного поведения подростков, стоит особо отметить семейную. То, что в детстве приобретается в семье, переносится в последующие периоды жизни, а усвоенная модель семейного воспитания транслируется из поколения в поколение. Дети, растущие в атмосфере постоянных ссор, криков, побоев и алкоголизма перестают
замечать, как впитывает все это, начинают воспринимать как норму, и в тех же формах выплескивают на окружающих.
Из-за неудовлетворенности ситуацией в семье контакт с родителями у подростка ослабевает, авторитет родителей падает. При этом подростки находят поддержку в кругу сверстников со схожей ситуацией, имеющих также предрасположенность к девиантному поведению, заложенную семьей. Вследствие этого данная группа закрепляет и даже культивирует девиантные ценности и формы поведения, оказывающие сильное влияние на личностное развитие подростков, становящееся регулятором их поведения [1, 30].
Подводя итог, следует отметить, что все вышеперечисленное ведет к росту подростковой преступности, увеличение процента употребления алкоголя, наркотиков, табачной продукции в подростковой среде. Подобное деструктивное поведение представляет собой огромную опасность для самого подростка и, в конечном итоге, угрозу для общества.
Семья, являясь системой, которая сопровождает индивида на протяжении всей его жизни, имеет огромное влияние на формирование личности подростка. Поэтому родителям не стоит забывать, что она занимает важнейшую роль в воспитании ребенка. От того, какие ценности и моральные установки семья будет прививать ребенку, подростку и поможет ему пройти тяжелый путь социализации и становления личностью.
Психолог отделения помощи семьям Е.И.Данилова
Литература:
- Чвякин В.А. Анализ агрессивных свойств личности подростка и их использование в профилактической деятельности полиции // Полицейская и следственная деятельность. – 2014. – № 2. – С. 30 — 51. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=13954.