Работа с несовершеннолетними и исследование причин их отклоняющегося (девиантного) поведения является одним из ключевых направлений в психологии. В данной статье мы рассмотрим некоторые из этих причин.
Социальное окружение. Влияние родителей, сверстников и других значимых людей в жизни ребенка, подростка играет важную роль
в формировании его поведения. Если ребенок воспитывается в неблагоприятных условиях, где отсутствует поддержка, эмоциональная связь между членами семьи или присутствуют негативные модели семейного поведения, — все это может способствовать формированию отклоняющегося поведения. Например, родители заняты только работой и своими делами, постоянно «отмахиваются» от его вопросов и не находят времени поговорить с ним.
Патологические состояния. Некоторые дети могут испытывать психические или эмоциональные проблемы, такие как депрессия, тревожность, нарушения поведения и другие. Эти состояния также могут стать причиной отклоняющегося поведения у несовершеннолетних. Например, в семье происходит развод родителей, делёжка имущества, скандалы. В такие периоды родителям, поглощенным выяснением отношений, не приходит в голову поинтересоваться, как себя чувствуют их дети. Поэтому зачастую, чтобы обратить на себя внимание, дети начинают вести себя не так, как обычно.
Недостаток навыков регуляции эмоций. Иногда некоторые дети могут испытывать трудности в управлении своими эмоциями и не иметь навыков адекватной регуляции. Это может привести к импульсивным действиям, нарушениям поведения и проблемам взаимодействия с окружающими. Например, капризы. Наверное, многие из вас видели, как в магазине ребёнок падает на пол и кричит, если ему не купили то, что он хотел.
Безнадзорность и отсутствие структуры. Если ребенок не имеет ясной структуры или регулярных режимов дня, это может привести в дальнейшем к недисциплинированности и отсутствию ответственности за свои поступки. Отсутствие понимания границ и правил влияет на формирование адекватного поведения. Очень часто причиной является чрезмерная занятость родителей, которые не контролируют его режим сна и отдыха.
Влияние среды, СМИ и общества. Дети и подростки могут быть подвержены влиянию негативных образцов поведения, которые представлены в СМИ, социальных сетях и обществе в целом. Имитация и подражание этим образцам может также привести к отклоняющемуся поведению.
Низкая самооценка, проблемы в общении. Низкая самооценка и проблемы в общении также могут быть психологическими причинами отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Некоторые дети могут испытывать чувство неполноценности, неуверенности или отвержения в ближайшем социальном окружении, что может привести к различным отклоняющимся формам поведения, такими как агрессия, самоизоляция или различные зависимости (игровая, компьютерная, пищевая).
Травматические события. Дети, которые сталкивались с травматическими событиями, например, такими как потеря близкого человека, насилие, развод родителей могут спровоцировать у них отклоняющееся поведение как способ справиться с эмоциональной болью и стрессом.
Важно отметить, что каждый случай отклоняющегося поведения у несовершеннолетних является уникальным, и влияние психологических факторов может быть различным. Поэтому необходимо проводить индивидуальные оценки и консультации с помощью специалистов в области детской психологии для определения наиболее подходящих методов помощи и поддержки. Родители, учителя и другие взрослые, которые заботятся о несовершеннолетних, должны быть осведомлены о психологических факторах, которые могут влиять на поведение детей. Тогда они смогут своевременно, вместе со специалистами, принять меры для поддержки здорового развития и помочь им справиться с трудностями, которые будут возникать на их жизненном пути.
Вот несколько книг, которые могут помочь вам разобраться более подробно в психологических причинах отклоняющегося поведения детей и подростков:
1. Елена Батурная «Воспитание без криков и шлепков»
2. Александр Левченко «Подросток: инструкция по применению»
3. Любовь Гриневская «Диалоги о воспитании»
4. Елена Зубкова «Воспитание уверенного подростка»
5. Ирина Смирнова «Путеводитель для родителей: как вырастить счастливого ребенка»
6. Анастасия Комарова «Подростки. Как это работает»
7. Екатерина Музланова «Как вырастить ребенка счастливым»
8. Леонид Филатов, Татьяна Щербакова «Ребенок, который умеет любить»
9. «Ребенок и общество: взгляд психолога»
10. Ольга Шевцова «Подросток в семье: стратегии взаимодействия»
Но не забывайте, что в случае серьезных проблем настоятельно рекомендуется обратиться к профессиональному психологу, например, в Центр семьи, который сможет профессионально указать на эти причины.
На консультацию вы можете записаться по телефону: 747-35-58
Автор: психолог Елена Борисовна Зуйкова