Психологическое (эмоциональное) насилие является основой всех видов насилия в отношении детей, это психическое воздействие на ребенка, его отвержение со стороны родителей, других взрослых, сверстников, которое приводит к нарушению эмоционального развития ребенка, его поведения и способности к социализации. Психологическое или эмоциональное насилие труднее всего формализуется, его границы не четкие, его трудно отделить от неправильных, искаженных отношений в семье.
Психологическое насилие настолько распространено, что можно
с полной уверенностью утверждать: ни один человек не вырастает
без того, чтобы не испытать на себе, прямо или косвенно, какое-либо
из его проявлений. Субъектами психологического (эмоционального) насилия могут выступать семьи, для которых насилие – стиль жизни: семьи с авторитарными родителями, семьи с нарушенным стилем воспитания (гиперопека, гипоопека), семьи
с большим количеством социально-экономических и психологических проблем, криминальные семьи и др. Эмоциональное насилие характерно для родителей двух типов:
— жестких, агрессивно-авторитарных;
— тревожно-мнительных.
Родители первого типа стараются сломить волю ребенка, силой подогнать его под свой «единственно верный» образ мыслей и стиль поведения, пытаются исправить ребенка с помощью унижений, угроз, явного недоверия, жесткого контроля, подавления инакомыслия и любого проявления самостоятельности.
Родители второго типа страшно переживают, что их ребенок
не дотягивает до «образцово-показательного» творения «хороших» родителей, испытывают за него стыд и неловкость. Они перегружают ребенка всяческими образовательными, спортивными и другими нагрузками, не считаясь с его реальными возможностями и способностями. Для достижения своих целей они используют слезы, наказания и т.п.
В психологии выделяются несколько типов разрушительного поведения родителей, значимых для ребенка:
— Отвержение — выражается в публичном унижении ребенка, предъявлении чрезмерных, несоответствующих его возрасту и возможностям требований, принижение его успехов, унижение его достоинства; постоянном формировании у него чувства стыда
и вины за проявление естественных для него эмоций и др.
— Угрозы — проявляются в унижении достоинства ребенка, его оскорблении, обвинениях в адрес ребенка (брань, крики); использовании ненормативной лексики, обещании наказаний.
— Игнорирование психологических нужд — проявляется в неспособности родителей выражать привязанность, любовь и заботу по отношению к ребенку, игнорировании потребности в безопасном окружении, поддержке, общении; длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей.
— Изоляция – установление безосновательных ограничений на контакты ребенка со сверстниками, родственниками и др.
— Развращение – создание мотивации к развитию асоциального поведения, включая воровство, проституцию, порнографию, вовлечение ребенка в употребление алкоголя
и наркотиков.
— Совершение в присутствии ребенка насилия — по отношению
к супругу или другим детям, причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.
Проявления последствий психологического насилия над ребенком:
— задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста
(у дошкольников и младших школьников);
— импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (сосание
пальцев, вырывание волос), злость;
— уходы и побеги из дома, попытки совершения самоубийства,
потеря смысла жизни, цели в жизни (у подростков);
— уступчивость, податливость;
— ночные кошмары, нарушение сна, страхи темноты, боязнь людей,
их гнева;
— депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность.
Для поведения подростков, с рождения подвергавшихся эмоциональному насилию в семье, характерны следующие проявления: депрессия, рост агрессивности, хроническая неуспеваемость, девиантное поведение, самовольные уходы из дома.
Помощь семье необходимо оказывать на ранней стадии кризиса, до того как она будет признана находящейся в социально опасном положении.
У семьи, в которой возникшая трудная жизненная ситуация только начала сказываться на эмоциональном благополучии детей, на соблюдении их прав и законных интересов, больший потенциал восстановить нормальные условия их воспитания.
Чем дольше длится семейный кризис, тем это сложнее, тем больше ресурсов требует профилактическая работа, тем меньше ее результативность.
Психолог отделения помощи семьям
Хуторная Мария Владимировна
241-35-95