Совсем немного времени остается до первого школьного звонка! И родители, и дети в ожидании и предвкушении. Особая атмосфера царит в эти дни в семьях, где ребенку предстоит впервые переступить порог школы. Как он сможет адаптироваться к новой обстановке, будет ли слушать учителя, как сложатся его отношения с одноклассниками?! Вопросов множество. А точные ответы на них даст только время. Ответить однозначно, готов ли ребенок к школе, сложно. И как бы вы хорошо не знали своего сына, дочь, трудно предугадать: станут ли школьные годы для них счастливыми, или ребенок с трудом будет привыкать к новому режиму дня, своим сверстникам, обстановке в целом в школе. Многое зависит от родителей. Если правильно была выстроена модель поведения в отношениях ребенок – школа, то ему будет легче принять этот поворот в его маленькой жизни. И все же трудностей не избежать. И здесь самое главное – проявить терпение. Вместе с ребенком терпеливо пройти этот путь: от первых шагов в школе, и, наверное, до того момента, когда ЕГЭ будет позади. Путь долог, тернист. Но длинная дорога начинается с первого шага. И этот шаг вам, уважаемые родители первоклассника, предстоит сделать совсем скоро, 1 сентября.
Как настроить ребенка на школьную жизнь? Вселить в него радость предвкушения этого нового этапа в его жизни? Какие слова подобрать, чтобы учение было в радость, а не в тягость? Мотивацию к учебе надо начинать с раннего возраста. Именно родители развивают в ребенке желание постигать новое и формируют у него желание учиться. И как итог – школьная успеваемость. А это понятие многогранное. Оно включает в себя умения, навыки, знания и желание учиться. Ребенку, незаинтересованному в обучении, очень сложно получить знания и суметь их применить на практике, в жизни. К сожалению, ученые констатируют: неуклонно снижается мотивация к обучению даже у малышей в начальной школе. Замечено, если что-то не получается, если ребенок сталкивается с малейшими трудностями, у него пропадает интерес. Поэтому родителям важно знать: в дошкольный период, с раннего детства необходимо приучать ребенка делать не только то, что ему нравится, но и то, что необходимо. И если что-то не получается, надо продолжать стремиться к результату, верить в себя, в свои силы и тогда обязательно все получится. Родители должны контролировать процесс обучения, следить, чтобы строго выполнялся режим школьника, и в тоже время приучать ребенка к самоконтролю.
Важно создавать для школьника зону ближайшего развития, а не делать за него то, что он может, хоть и с трудом, сделать сам. К примеру, не получается задачка по математике. Не стоит показывать, как решить задачу, решая ее вместо ребенка, а лучше создать такую ситуацию, когда хотя бы часть задачи ребенок выполнит самостоятельно. Обязательно подбодрить его, похвалить. Конечно, здесь необходимо время, терпение, относиться к ребенку, его успехам с любовью, пониманием.
В тех семьях, где царит жесткий надзор или безразличие, у ребенка, как правило, низкая учебная мотивация. Немаловажным моментом является самооценка ребенка. Дети с заниженной самооценкой недооценивают свои возможности, теряют веру в свои силы, а дети с завышенной самооценкой не привыкли видеть и признавать свои ошибки. И здесь очень важен контакт родителя и ребенка, доверительная атмосфера. Ребенок должен чувствовать, что вы на его стороне. Необходимо поощрять школьника за хорошую учебу, это могут быть походы в цирк, на каток, в кино. Ни в коем случае не раздражайтесь, если видите, что изменений пока нет. Немедленных результатов быть не может. Это процесс длительный, требующий время. Но если вы будете последовательно и систематически работать над вопросом повышения учебной мотивации, то результаты обязательно будут.
Необходимо родителям работать вместе с педагогом, иметь постоянный контакт со школой и интересоваться требованиями, предъявляемыми к учащимся, чтобы в сознании ребенка не возникли образы: родитель – хороший, он хвалит, а учитель – плохой, он ругает. Это может вызвать стойкое нежелание учиться.
Пробудив у ребенка любознательность, вы тем самым будете способствовать тому, что учеба для вашего школьника станет радостным открытием, расширит его кругозор, сформирует разносторонние интересы.
Психолог СПб ГБУ «Центр семьи Кировского района»
Елена Евгеньевна Иванова тел. (812) 747-35-58