Взросление и переход к периоду взрослости сложен для любого человека, а тем более сироты, который вырос в учреждении на полном государственном обеспечении. Воспитание в условиях коллективного проживания, постоянного внешнего контроля, сказывается на системе социальных связей детей — сирот, исключает из их жизни многие ситуации, которые способствуют построению более глубоких взаимоотношений, возникающих в семьях. Все это формирует особенности мировоззрения, взглядов на отношения с людьми, затрудняет процесс самостоятельного устройства в жизни. Гармоничная адаптация и социализация лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускающихся из учреждений, является важной задачей для общества.
При этом «социализация» понимается как «двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, усвоения тех общественных отношений, норм, в которых человек рос и взрослел, на основе которых формируются качества личности, с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду».[1]
Важно, чтобы этот процесс происходил обоюдно, и общество в виде отдельных организаций предоставляло возможность преодолеть возникающие сложности по успешному включению в систему социальных отношений, а лица из числа детей-сирот могли получить образование, реализовать себя в профессиональном плане, устроить личную жизнь.
Исследователи отмечают, что для части выпускников организаций для детей-сирот характерны уклонение от исполнения социальных ролей, дефекты в системе общения. Не имея перед глазами практического жизненного опыта, и не опираясь на понимание себя и свои ощущения, ребенок-сирота очень часто не может сформулировать свои жизненные и профессиональные планы. Как правило, у выпускников-сирот отсутствуют долгосрочные цели на жизнь, достигаются в основном ближайшие цели — получить желаемое. [2]
В составе структурных подразделений СПб ГБУ «Центр семьи Кировского района» действует Служба социального сопровождения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 18 до 23 лет. Обратившись в Центр семьи, они получают консультации специалистов по социальным, юридическим и психологическим вопросам, по которым у них возникают затруднения.
В частности, у психолога Службы данная категория граждан может получить консультацию по профориентации, выбрать дальнейший учебный или профессиональный маршрут. В случае возникновения психологических затруднений, лица из числа детей-сирот могут получить психологическую поддержку и помощь, другие консультации, затрагивающие вопросы личного самоопределения, взаимоотношений с окружающими, построения семьи.
Приведем пример из практики работы психолога Службы. В мае 2022 года в Центр поступила информация, что из СП «Детский дом» СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» выпускается воспитанник Н. из числа детей-сирот.[3]
На момент обращения Н. имел средний уровень социальной адаптации и в повседневной жизни столкнулся с рядом проблем, характерных для лиц этой категории. Специалистами Центра был установлен с ним контакт, получено согласие на работу, в том числе, с психологом.
Первое время Н. часто звонил специалистам, писал сообщения. Много вопросов касалось обращения в различные государственные организации: как оформить необходимые льготы, оплатить квитанции, встать на учет на биржу труда. Специалисты Центра помогали ему во всех вопросах, которые вызвали затруднения. Часть вопросов также касалась бытовой организации жизни, например, какие продукты покупать в магазине, что из них можно приготовить. Н. часто жаловался, что не может распланировать траты, чтобы уложиться в бюджет. В процессе общения он проявлял заинтересованность, охотно рассказывал, как организует свой день, интересовался, как специалисты Центра организуют свою жизнь, чем интересуются и чем занимаются в свободное от работы время.
На первом этапе работы с психологом часто возникали темы взаимоотношений со знакомыми Н., которые выпустились из того же учебного заведения. С некоторыми у него возникали конфликты, с кем-то из них он смог, в итоге, наладить устойчивые взаимоотношения, а с кем-то завершил общение. Постепенно, в результате работы с психологом, у него сложился свой круг общения со старыми знакомыми, появились и новые контакты. Далее на консультациях стали все чаще звучать вопросы о самоценности – «почему одни люди общаются со мной, а другие перестают?», «почему кто-то общается с интересом, а кто-то нет?».
По совету психолога Н. принял участие в группе поддержки в формате киноклуба для лиц из числа детей-сирот, организованной в Центре. На встречах участников, после просмотра предложенного психологом для просмотра кинофильма, происходит обсуждение увиденного, направленное на оказание психологической помощи и поддержки. Н. пообщался с другими ребятами со схожей жизненной историей, что позволило ему скорректировать свои отношения с окружающими.
В ходе дальнейшей работы возникала тема проживания горя. До детского дома его воспитывали бабушка и дедушка, которые умерли несколько лет назад. После окончания лицея Н. вернулся в квартиру, где они совместно проживали. После возвращения начал разбирать старые вещи, в связи с чем у него обострилось чувство вины, так как возникли вспоминания о ситуациях, в которых он не слушался близких, спорил, реагировал агрессивно. Работа психолога касалась осознания и проживания этого чувства.
В настоящее время Н. получает услуги Центра уже более года. Он уже уверенно ориентируется в бытовых вопросах, планирует свои траты, имеет устойчивый круг общения, самостоятельно организует свой досуг. Сейчас собирается устроиться на работу.
На консультациях стали появляться вопросы профессионального выбора, адаптации в рабочем коллективе. Работа с психологом по социализации продолжается.
Евгений Юрьевич Крылов, кандидат психологических наук, психолог СПб ГБУ «Центр семьи Кировского района»
(812) 246-42-06
[1] .Вершинин, С. В., Прохорова, С. Ю. Информационная компетентность и проблемы социализации школьников // Воспитательная работа в школе — 2014. — №6. — 27-35 с.
[2] . Ослон В.Н. Некоторые особенности личностного развития в период ранней взрослости у выпускников различных форм альтернативной заботы // Российский научный журнал. 2010. № 4(17). С. 152—159.
[3] . В целях соблюдения конфиденциальности имя получателя социальных услуг изменено.