Начало обучения в школе является серьезным моментом в жизни ребенка. К этому основательно готовятся и дети, и родители. Все волнуются и переживают, как сложится учеба, взаимоотношения с учителем, с одноклассниками. Но не менее важным периодом в жизни вашего ребенка является переход из начальной школы в среднее звено. Не каждый ребенок с легкостью переходит на новую школьную ступень. Это требует от него достаточной сформированности основных компонентов учебной деятельности, что позволяет ученику успешно справляться со школьной программой. В период адаптации дети могут проявлять тревогу, неуверенность в себе, у них может снижаться работоспособность, повышаться неорганизованность, эмоциональная напряженность. Все это связано с возрастанием нагрузки на психику ученика. У большинства детей подобные отклонения носят не системный характер и, как правило, через 2-4 недели проходят, у некоторых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца. В этот период могут проявляться заболевания у детей. Они носят психосоматический характер. В начале пятого класса в поведении детей можно наблюдать следующие негативные проявления. Снижение интереса к учебе. Ребенок не хочет идти в школу, родители с трудом усаживают его за уроки. Может снизиться успеваемость. Теряются умения и навыки, приобретенные в начальной школе: хуже становится техника чтения, с трудом даются пересказы текста, ухудшаются вычислительные навыки. Если в начальной школе ребенок любил читать, то теперь можно редко увидеть его с книгой в руках. Замечается напряжение в общении с одноклассниками. Нередко возникают конфликты, драки, ссоры. Отстранение от взрослых. И это фактор важно не проглядеть. Часто свои трудности дети плохо осознают, считают, что это их проблема, они не делятся с родителями. А те, в свою очередь, считают, что у ребенка все благополучно. Очень важно родителям вовремя заметить изменения в поведении сына, дочери, понять причину этого и оказать ребенку помощь. Что влияет на ребенка в этот период? Во-первых, смена учителя. Со своей первой учительницей дети себя чувствуют защищенными, под ее крылом. И вдруг появляется множество разных учителей, каждый со своим характером, со своими требованиями, привычками. У пятиклассников могут вызвать трудности приспособление на каждом уроке к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя. Появляются новые предметы, следовательно, необходимо больше времени уделять выполнению домашнего задания. Чувство дискомфорта у детей вызывает и смена кабинетов, отсутствие своего места, своей территории. В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, но в то же время четкий режим. Дети должны чувствовать постоянную поддержку и помощь со стороны родителей. Не следует сравнивать своего ребенка с другими детьми, давайте оценку не самому ребенку, а его поступкам. Необходимо ежедневно интересоваться школьными делами детей, проявляя внимание и терпение. Расспрашивайте их о настроении, проявляйте эмоциональную чувствительность, делитесь чувствами. Не скупитесь на похвалу. Замечайте даже незначительные успехи и достижения. Ни в коем случае не запугивайте ребенка. Не принуждайте детей работать на «оценку», т.к. это все больше провоцирует школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания. Позаботьтесь о том, чтобы у вашего ребенка были друзья, товарищи из класса, приглашайте их в свой дом, проявляйте дружелюбие, по возможности знакомьтесь с их родителями.
Быть родителем не обязанность и не профессия. Это естественная человеческая потребность.
Психолог СПб ГБУ «Центр семьи Кировского района»
Иванова Елена Евгеньевна