"ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ КИРОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВОПРОС: Здравствуйте, мой четырнадцатилетний сын заявил, что школьный учитель его «абьюзит». Что это значит? Как помочь ребенку?

  • Психолог

Здравствуйте. Для начала следует разобраться с терминологией.

Слово «абьюз» можно перевести  с английского как «злоупотребление, надругательство», и изначально ситуация абьюза предполагает неравные роли —  сильного и слабого. Нормой отношений между человеком в сильной позиции и человеком в уязвимой позиции являются забота, уважение, любовь со стороны сильного.   И это то, что наша  культура, например, ожидает от родителей в отношении их детей.  Абьюз – это вот что:  «Я нахожусь в уязвимой и более слабой позиции, возможно, завишу от тебя, но жду, что ты будешь относиться ко мне уважительно и бережно, а ты этого не делаешь, ты злоупотребляешь моим доверием и моим зависимым положением».

Абьюз над ребенком со стороны учителя предполагает грубейшее нарушение этики и злоупотребление положением. При подробном рассмотрении некоторых конкретных случаев оказывается, что чаще всего со стороны учителя  имеют  место психологические манипуляции, давление авторитетом или непрямые угрозы. Но в этом и заключается вся тонкость ситуации. Прекрасно понимая степень риска и зная Уголовный кодекс, большинство учителей, склонных к абьюзу, не идут на прямое насилие. Часто объектами манипуляций выбираются ранимые, с неуравновешенной психикой дети из неблагополучных или неполных семей – те, кто не пожалуется родителям или поверят, что такое отношение со стороны учителя — «это нормально»,  и позволят нарушать свои психологические и физические границы.

         Что вы можете сделать для своего ребенка?

Рекомендации гештальт-терапевта Анастасии Гурневой:

1. Рассказать ребенку о личностных границах, самим их уважать. Учить ребенка говорить «нет», когда он считает это нужным, самим уважать «нет» ребенка.

2. Создать с ребенком отношения доверия, чтобы он знал, что может прийти к вам за помощью в трудной или неловкой ситуации, и вы его поймете.

3. Верить ребенку на слово.  Рассказ о ситуации абьюза сопряжен с переживаниями униженности (ведь учитель выше по статусу), стыда (потому что было вторжение в личное пространство), страха (вес слова ребенка и слова учителя не равны, и открывать рот может быть небезопасно).

4. Придавать рассказанному ребенком важность, не отмахиваться. Расспрашивать, быть на стороне ребенка в любом случае. Не пускать  ситуацию на самотек, в школе должны знать вашу позицию.

5. Самим не очаровываться авторитетом педагогов, вообще не терять собственное здравомыслие в присутствии чужой харизмы и красноречия.

Описанная в этой заметке ситуация и рекомендации являются обобщенными, а  каждую историю необходимо рассматривать отдельно. Абьюз – тема сложная, каждый случай труднодоказуем, также имеется много разновидностей абьюза. К сожалению, такое происходило и происходит время от времени, и ответственность родителей в том, чтобы своевременно позаботиться о своем ребенке.

*Данная информация  не ставит целью очернить уважаемую профессию педагога или вызвать нездоровую подозрительность у родителей. Защита ребенка и внимание к нему, а также грамотность в распознавании опасных ситуаций могут помочь родителям уберечь и поддержать его, когда это необходимо.

Социальный педагог Центра семьи
Татьяна Сергеевна Юдина

12.04.2022 Центр помощи семье и детям Кировского района СПБ

Навигация по записям

Осторожно! Подростковая зависимость! → ← Информация о службе социальных участковых
  • Главная
  • Информация об услугах центра
    • Полустационар, на дому
    • Срочные услуги
    • Сведения о поставщике социальных услуг
    • График приема граждан
  • Документы
    • Документы центра
    • Нормативная база
    • Охрана труда
    • Попечительский совет
    • Добровольческая деятельность
    • Независимая оценка деятельности учреждения
    • Учетная политика учреждения
  • Контакты
  • Руководство центра
  • Отделения центра
  • Клубы по интересам
  • Образовательная деятельность
    • Лицензия на образовательную деятельность
    • Документы
    • Программы
  • Противодействие коррупции
  • Политика конфиденциальности
  • Доступная среда
    • ул. Гладкова д. 43
    • ул. Трефолева, помещение 17-Н
    • ул. Трефолева, помещение 5-Н
    • ул. Новостроек, д. 31
  • Напишите нам
  • Отзывы
  • Преимущества получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме
Работает на WordPress theme Stained Glass