"ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ КИРОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Вопрос родителей: Зачем нужна мелкая моторика и почему она так важна?

  • Психолог

«Истоки способностей и дарований детей — на кончиках пальцев.
От них идут тончайшие ручейки, которые питают
 источник творческой мысли. Другими словами:
чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок»
В. А. Сухомлинский

Общепризнанный факт, что от степени развития тонкой (или иначе мелкой) моторики в целом зависит развитие ребенка. Почему так? Головной мозг учеными условно поделен на зоны, и именно зона мелкой моторики очень близко граничит с речевой зоной. Это означает, что без задействования первого, не будет хорошо работать и второе, и наоборот.

К тому же, мелкая моторика рук взаимодействует:

  • с вниманием,
  • с мышлением,
  • с координацией,
  • с воображением,
  • с наблюдательностью,
  • с памятью.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

С какими трудностями сталкивается ребенок с плохо развитой мелкой моторикой?

Дети, чьи родители не уделяли внимание развитию мелкой моторики, сталкиваются с трудностями еще в дошкольном возрасте: с трудом используют ложку во время еды, не могут самостоятельно справиться со шнурками или пуговицами, с выговариванием букв и построением предложений, да и в целом неуклюжи. Уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов – ножниц, лопаток, застегивание, расстёгивание застежек и т. д.) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развитие общей моторики и речи.

В первом классе им с большим трудом дается письмо, буквы у таких детей «пляшут», «лезут» за строку, «падают» набок, может проявиться тремор рук; не проходят проблемы с артикуляцией.

Важно помнить, что исписывание прописей ребенком с плохим почерком только закрепит все ошибки. Чем больше времени будет уделяться его пальчикам, тем аккуратнее будет становиться его почерк.

Как правильно развивать мелкую моторику?

Формировать такой важный навык можно с самого раннего возраста. Для совсем маленьких подходит:

  • Массаж ладошек
  • Пальчиковая гимнастика
  • Осязание предметов, различных по размеру, текстуре, форме

Ребятам постарше подходят более сложные упражнения в игровой форме:

  • Игры с бусами, крупами, природными материалами
  • Конструктор
  • Паззлы, раскраски, аппликации
  • Глина, пластилин, тесто
  • Теневой театр

Для школьников возможны совсем серьезные вещи:

  • Вязать крючком или спицами, макраме
  • шитье
  • Каллиграфия
  • Рисунок, живопись и пр.

Если ребенок научится хорошо выполнять простые движения: брать и перекладывать мелкие предметы, перебирать их пальчиками, то его в жизни будет гораздо проще научить делать очень сложные вещи.

Важные правила в процессе развития мелкой моторики у детей:

  • Занятия должны напоминать игру, а не уроки в школе. Можно придумать по ходу какую-то забавную историю или даже сказку.
  • Игры и занятия должны быть систематическими. Даже во время прогулки можно помассировать малышу ручку или насобирать красивых камушков и листочков.
  • В ходе игры побольше разговаривайте с малышом, ведите диалог, разыгрывайте сценки.
  • Важно, чтобы ребенку нравились и игрушки, и сам процесс — позаботьтесь об этом. А также искренне покажите, что вам это тоже приносит неимоверное удовольствие.
  • Нельзя заставлять. Дайте ему право выбора. Возможно, он хочет рисовать, а не лепить — прислушайтесь к его пожеланиям.
  • Выбирайте игры и занятия, подходящие по возрасту и развитию именно вашему ребенку.
  • Старайтесь перепробовать как можно больше различных способов развития мелкой моторики.
  • Но ни в коем случае не занимайтесь всем сразу.
  • Никакой критики!
  • Контролируйте время — оно для каждого ребенка индивидуально. Не пересиживайте и не переутомляйте его.
  • И не ограничивайте детей в проявлении инициативы и фантазии!

Использованная литература:

  • Гребнев Алексей Иванович Мелкая моторика и её роль в процессе учебной деятельности младших школьников // Вестник науки и образования. 2016. №4 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/melkaya-motorika-i-eyo-rol-v-protsesse-uchebnoy-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 30.06.2020).
  • Зачем нужна мелкая моторика и как ее развивать дома и в саду? URL: http://detstvo63.ru/-stati_page_1685 (дата обращения: 30.06.2020).
  • Нугаева, Р. Р. Связь мелкой моторики с игровой деятельностью и ее влияние на развитие личности дошкольника / Р. Р. Нугаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 7 (54). — С. 401-404. — URL: https://moluch.ru/archive/54/7413/ (дата обращения: 30.06.2020).
11.08.2020 Центр помощи семье и детям Кировского района СПБ

Навигация по записям

Пренебрежение к ребёнку…Что это такое? → ← Лекция 6. «Организация досуга в семье»
  • Главная
  • Информация об услугах центра
    • Полустационар, на дому
    • Срочные услуги
    • Сведения о поставщике социальных услуг
    • График приема граждан
  • Документы
    • Документы центра
    • Нормативная база
    • Охрана труда
    • Попечительский совет
    • Добровольческая деятельность
    • Независимая оценка деятельности учреждения
    • Учетная политика учреждения
  • Контакты
  • Руководство центра
  • Отделения центра
  • Клубы по интересам
  • Образовательная деятельность
    • Лицензия на образовательную деятельность
    • Документы
    • Программы
  • Противодействие коррупции
  • Политика конфиденциальности
  • Доступная среда
    • ул. Гладкова д. 43
    • ул. Трефолева, помещение 17-Н
    • ул. Трефолева, помещение 5-Н
    • ул. Новостроек, д. 31
  • Напишите нам
  • Отзывы
  • Преимущества получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме
Работает на WordPress theme Stained Glass