"ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ КИРОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Запрещенные приемы наказания

  • Психолог

О наказаниях по отношению к детям спорят и рассуждают многие родители. Стоит ли наказывать? Если да, то как? За что можно, а за что никогда нельзя?

Воспитывать ребёнка без наказаний невозможно. Но важно помнить, что цель наказания – в изменении поведения ребенка в лучшую сторону и в формировании у него понимания, что демонстрируемое поведение/поступок непозволительны.

Обычно мамы и папы не задумываются, как можно и нельзя наказывать своих детей, а поступают так, как в свое время делали их родители. Но не всегда эти «привычные» методы наказания несут пользу подрастающему поколению. Рассмотрим запрещенные психологические приемы, которые НЕЛЬЗЯ применять при наказании детей.

1. Игнорировать.

После проступка ребенка с ним не разговаривают, перестают замечать его самого, его вопросы и просьбы. Ребенок в этой ситуации часто не понимает, что же плохого он сделал, а родители не тратят свои силы на объяснения и аргументы, считая, что «виноватый» не имеет на них право. Но глубинная причина такого поведения родителей заключается в том, что они обижаются на своих детей, превращаясь в маленького обиженного ребенка. А это уже не поведение взрослого, опытного человека.

Игнорирование взрослых лишает ребенка возможности осмыслить, проанализировать и изменить свое поведение, а также влияет на эмоциональное состояние ребенка, неся в себе послание «такой ты мне не нужен». Это родительское эмоциональное отвержение оказывает негативное влияние на самооценку ребенка и не приводит к исправлению ситуации.

2. Кричать.

Многие родители в конфликтных ситуациях начинают кричать на своего ребенка, полагая, видимо, что громкость сказанных слов влияет на скорость наступления ожидаемого результата. Но происходит совсем противоположное. Крик вызывает (хотя бы на секунду) испуг у любого человека, а уж у ребенка тем более. Далее следует ступор. Снижается интеллектуальная активность, и ребенку трудно понять, чего от него хотят.

Таким образом, крики проблему не решают, но отрицательно сказываются на поведении ребенка: он может замкнуться, стать тревожным и раздражительным, а с теми, кого посчитает более слабыми, будет вести себя агрессивно. В такой ситуации ребенок делает для себя вывод: прав (сильнее) тот, кто кричит.

3. Ругать публично.

Бывает, что родители обсуждают поведение ребенка в его присутствии  с посторонними людьми (не с членами семьи). Делается это чаще всего из-за

внутреннего ощущения своего бессилия и невозможности повлиять на ситуацию. Цель таких общественных  обсуждений – пристыдить виновника родительского беспокойства. Но в воспитательном плане этот способ не дает желаемых результатов. У ребенка появляется желание защититься, закрыться от нравоучителей. Никакого полезного (желаемого родителями) вывода в подобной  ситуации он не сделает. К тому же, такая «публичная порка» может нанести глубокую психологическую травму ребенку и быть воспринята им как предательство со стороны отца и/или матери, что отрицательно скажется на детско-родительских отношениях и взаимопонимании в семье.

4. Обзывать.

Некоторые родители, особенно в состоянии сильной усталости и накопившегося раздражения,  не стесняются в выражениях, когда ругают детей. Эта родительская грубость отрицательно сказывается как на самом ребенке, провоцируя у него обиды и недоверие к взрослым, повышая тревожность и снижая непосредственность и спонтанность, так и на детско-родительских отношениях. Самое печальное в том, что от такого наказания ребенку не становится понятнее, что он сделал не так и как правильно поступать. То есть воспитательного воздействия подобное наказание не несет, лишь приводит к тому, что ребенок начинает замалчивать свои проблемы, утаивать ошибки, лгать.

5. Наказывать надолго.

Некоторые родители склонны растягивать наказание не на один день, руководствуясь соображением «чтоб лучше запомнил».

Длительное наказание разрушающе воздействует на детско-родительские отношения, наносит непоправимый вред развивающейся личности ребенка. Такая мера не станет толчком к внутренним изменениям, которых ждут мамы и папы, а губительно скажется на ребенке. Особенно это касается дошкольников и младших школьников. Длительное наказание будет воспринято ими как что-то постоянное и длительно действующее, «мука без конца». Впечатления и переживания от такой меры останутся с ребенком надолго и могут привести к тревожности, нервозности, нерешительности, снижению самооценки, возникновению страхов. И даже примирение и прощение не изменят их.

Если вы сомневаетесь в правильности своих действий в вопросах воспитания детей, испытываете растерянность и не знаете, как выстроить отношения с ребенком, обратитесь за помощью к специалистам.

Психолог СПб ГБУ «Центр семьи Кировского района»

Воробьева Оксана Александровна

18.12.2020 Центр помощи семье и детям Кировского района СПБ

Навигация по записям

Адаптация несовершеннолетних при переходе из начальной школы в среднее звено → ← Общие правила безопасного поведения граждан на улице и в быту — рекомендации ОНДПР МЧС
  • Главная
  • Информация об услугах центра
    • Полустационар, на дому
    • Срочные услуги
    • Сведения о поставщике социальных услуг
    • График приема граждан
  • Документы
    • Документы центра
    • Нормативная база
    • Охрана труда
    • Попечительский совет
    • Добровольческая деятельность
    • Независимая оценка деятельности учреждения
    • Учетная политика учреждения
  • Контакты
  • Руководство центра
  • Отделения центра
  • Клубы по интересам
  • Образовательная деятельность
    • Лицензия на образовательную деятельность
    • Документы
    • Программы
  • Противодействие коррупции
  • Политика конфиденциальности
  • Доступная среда
    • ул. Гладкова д. 43
    • ул. Трефолева, помещение 17-Н
    • ул. Трефолева, помещение 5-Н
    • ул. Новостроек, д. 31
  • Напишите нам
  • Отзывы
  • Преимущества получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме
Работает на WordPress theme Stained Glass