Организация работы Центра семьи по формированию духовно-нравственных ценностей у несовершеннолетних

Нравственное воспитание детей в современной России сталкивается с рядом проблем, обусловленных изменениями в обществе и культуре. Среди них: отсутствие четких ориентиров и единых стандартов морального поведения, деструктивное влияние западной массовой культуры и медиа, снижение роли семьи в воспитании, изменение традиционных ценностей, недостаток внимания к духовному развитию, рост индивидуализма и эгоцентризма подростков, увеличение доступности экстремистской информации, ослабление институтов социализации, коммерциализация сфер образования и досуга порождает дефицит положительных примеров для подражания [2].

Поэтому молодежь зачастую ориентируется на поверхностные модели успеха и популярности, предлагаемые виртуальным пространством, игнорируя нравственные ценности и культурные традиции своей страны. Отсутствие позитивных примеров  (ролевых моделей) среди взрослого окружения усиливает данную тенденцию. Родители сами зачастую испытывают трудности в передаче детям традиционных норм и установок, сталкиваясь с противоречивостью собственных взглядов и позиций, вызванных ускоренным темпом изменений социальной среды [3].

Одной из особенностей подросткового возраста является ориентация на так называемых «значимых других», в роли которых сейчас очень часто выступают популярные блогеры. Именно они становятся объектами подражания для подростков, формируя представления о нормах поведения и жизненных ценностях, основанные на поиске «дешевой популярности» [1].  

В нашей стране принят и реализуется Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 года № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Традиционные ценности, которые упоминаются в этом документе, включают в себя такие понятия как уважение к жизни, достоинству, патриотизм и гуманизм, формируют общее гражданское сознание и способствуют единству многонационального народа России.

В  Центре семьи Кировского района уделяется большое внимание формированию нравственных ориентиров у подростков. В каждом отделении учреждения, в соответствии с его спецификой, проводится необходимая работа. Так, например, Отделение дневного пребывания несовершеннолетних организует для детей досуг с образовательными и культурными мероприятиями, направленными на развитие личностных и социальных ценностей, здорового образа жизни и творческого потенциала.

Отделение профилактики правонарушений и Отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних занимаются выявлением и поддержкой детей и семей в социально опасных ситуациях, осуществляют индивидуальную профилактическую работу, направленную на предупреждение правонарушений и адаптацию несовершеннолетних в обществе.

В Отделении психолого-педагогической помощи работают психологи, специалисты по социальной работе, педагог дополнительного образования и социальный педагог, которые организуют работу с многодетными семьями. Для этой категории семей открыт клуб многодетных семей «Семицветик», куда можно обратиться за помощью по вопросам психологических и педагогических проблем, возникающих в семьях.

В целом, можно говорить о том, что специалисты Центра семьи работают над созданием среды, способствующей развитию патриотизма, взаимопомощи и уважения к традициям. Они организуют мероприятия, направленные на укрепление семейных ценностей и исторической памяти, что помогает детям осознать значимость своих корней и принадлежности к культуре.

В соответствии со Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 года Центр семьи реализует цикл занятий «Ответственное родительство» (преимущественно в форматах лекций и киноклубов). Психологи проводят просветительские беседы и тренинги, направленные на осознание важности эмоциональной поддержки, стабильности и внимания к потребностям ребенка. Это формирует у ребенка базу для духовного и нравственного роста, основанного на уважении и любви. Они помогают родителям развивать навыки эмпатии, эффективного общения и управления стрессом, что способствует созданию благоприятной семейной среды. Кроме того, психологи поддерживают формирование у родителей осознанного отношения к своим обязанностям и последствиям воспитательных решений, используя индивидуальные консультации, групповые занятия и программы повышения родительской компетентности. Последующее улучшение качества детско-родительского диалога создает условия для формирования у детей таких ценностей, как сострадание, ответственность и верность семейным традициям. Также дважды в год волонтеры фонда «Волга» проводят тренинговые курсы в рамках проекта «Академия семьи». Соответствующие встречи в 2025 году посвящены проблемам в семейных отношениях, а также особенностям подросткового возраста и эффективному взаимодействию родителей с детьми-подростками.

Целенаправленная поддержка родителей через обучение, консультации и тренинги создает прочную основу для воспитания у несовершеннолетних устойчивых духовно-нравственных ценностей, что является важным вкладом в развитие личности и общества. Все вышеупомянутые мероприятия, акцентирующие внимание на нравственных ориентирах, профориентации и приобретении жизненных навыков, укрепляют внутреннюю мотивацию и помогают преодолевать «выученную беспомощность» родителей.

Интеграция в воспитание традиционных ценностей, таких как почитание старших и любовь к Родине, через культурные и патриотические мероприятия укрепляет в том числе нравственные и гражданские позиции у самих родителей. Таким образом, комплексная работа отделений Центра семьи, НКО, опирающаяся на эти принципы, создает условия для успешной социализации семей, уважения к нравственным ценностям, основанным на традициях нашей страны.

Кирилл Белоусов, социолог организационно-методического отделения

Список использованной литературы

1. Захаркин Р.А. Значимые другие в процессе вторичной социализации (коммуникационный аспект) // Теория и практика общественного развития. — 2016. — №4. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachimye-drugie-v-protsesse-vtorichnoy-sotsializatsii-kommunikatsionnyy-aspekt (дата обращения: 14.10.2025).

2. Копейкина Т.А. Нравственное воспитание как одна из актуальных проблем современного образования // Вестник науки. — 2024. — №12 (81). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nravstvennoe-vospitanie-kak-odna-iz-aktualnyh-problem-sovremennogo-obrazovaniya (дата обращения: 14.10.2025).

3. Фетисова О.В. Влияние виртуального пространства на ценностные ориентации современной российской молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2017. — №10. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-virtualnogo-prostranstva-na-tsennostnye-orientatsii-sovremennoy-rossiyskoy-molodezhi (дата обращения: 14.10.2025).