«Когда ребенок бьет ребенка, мы называем это агрессией.
Когда ребенок бьет взрослого, мы называем это враждебностью.
Когда взрослый бьет взрослого, мы называем это нападением.
Когда взрослый бьет ребенка, мы называем это дисциплиной».
Хаим Гинотт
(педагог, психолог, детский психотерапевт)
Воспитание ребенка – это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения во все времена. В нашем современном мире в культурах многих странах при воспитании ребенка и по сей день используются жесткие методы, такие как телесные наказания, психологическое давление или словесные оскорбления. Даже в благополучных семьях, где родители любят своих детей, в воспитательном процессе могут использоваться запугивание, лишение ребенка общения или прогулки. При этом родители понимают, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка. В семьях с более низким уровнем культуры или в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, положение детей значительно хуже. И совсем тяжело в семьях, где один или оба родителя страдают зависимостью от алкоголизма или наркомании, или если семья испытывает постоянные финансовые трудности. Поэтому проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.
Практически все дети и подростки, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, получают психическую травму, в результате чего они развиваются с определёнными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь. У большинства детей, живущих в семьях, в которых тяжёлое физическое наказание, брань в адрес ребёнка являются «методами воспитания», или в семьях, где они лишены тепла, внимания, имеются признаки задержки физического и нервно-психического развития. Дети, подвергшиеся жестокому обращению, часто отстают в росте. Они позже начинают ходить, говорить, реже смеются, значительно хуже успевают в школе, чем их одногодки. У таких детей развивается невроз или неврозоподобные состояния. Дети и подростки, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых — младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки гнева не имеют видимой причины. Некоторые из них, напротив, чрезмерно пассивны, не могут себя защищать.
Наиболее универсальной и тяжёлой реакцией на любое насилие является низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению психологических нарушений, связанных с насилием. Ребёнок с низкой самооценкой переживает чувство вины, стыда, он убеждён в собственной неполноценности. Вследствие этого ребёнку трудно добиться уважения окружающих, успеха. Среди этих детей и подростков, даже во взрослом состоянии, отмечается высокая частота депрессий, что проявляется в приступах беспокойства, чувстве одиночества, никчёмности.
«Мне было 5 лет, я помню, как мама на меня сначала громко кричала, а потом сильно ударила по голове. Помню, что было больно, но обидно не было. Потом всё было спокойно в доме, мама рядом… Мне 10 лет. У мамы в гостях была подруга, отмечали какой-то праздник. Вдруг мама стала меня ругать, обзывать, обвинять в том, что я ей не помогаю. Потом она взяла швабру и ударила меня по голове. Мне стало очень больно, потом мне стало обидно. Я не могла понять, за что меня мама наказала. Чем я становилась старше, тем мамины вспышки гнева возникали всё чаще, она меня ругала за всё, что я сделала и что не сделала, часто била, и почему-то всегда по голове…Мне 15 лет. Я учусь в колледже. Мама всегда недовольна из-за того, что я задержалась в колледже, не убрала квартиру, не сходила в магазин, не приготовила обед. И вот опять крик, опять удары, сейчас опять будет больно…На следующий день я домой не пришла…»
Это воспоминания из детства одной молодой женщины, обратившейся к нам в Центр (назовем ее Еленой). С Еленой мы познакомились, когда ей исполнилось 20 лет, а её сыну один год. Это была неуверенная в себе молодая женщина, испытывающая неудобство, что обременяет всех своими проблемами. Елена сообщила, что после ухода из дома она жила у своей родственницы, закончила учёбу в колледже, устроилась работу, встретила молодого..человека.
«…После рождения ребёнка молодой человек оставил меня. Опять чувство боли и обиды… Но тут заболела мама и уговорила меня вернуться домой. И вроде жизнь наладилась, сыну исполнился один год. И опять крики, упрёки в том, что я плохая дочь и мать. Мне опять страшно, но не за себя, а за сына…» — это слова Елены из беседы с психологом.
Если Вы пережили в детстве насилие не уверены в том, что не переступаете тонкую грань, проходящую между воспитанием и жестокостью по отношению к своему ребенку, эта статья может оказаться полезной для Вас в плане оценки собственных действий.
За помощью Вы можете обратиться в СПб ГБУ «Центр социальной помощи семье и детям Кировского района», в отделение помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Полная информация о работе всех отделений, контактные данные находятся на сайте Центра.
Зайцева Н.В.,
заведующий отделением помощи женщинам,
оказавшимся в трудной жизненной ситуации
тел. (812)241-31-24